Меню сайта
Категории каталога
Велесово творчество [1]
Под данной категорией будут проходить материалы писанные лично мной...
Мудрость соРОДичей [35]
Данная категория несет различную интересную информацию...
Оружие [8]
холодное, метательное, огнестрельное.
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы попали в хоромы ПРАНАВЕДа?
Всего ответов: 315
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
nullnull
nullРунный посох: официальный сайт фестиваля славянских искусств

null

Статистика

Поблизости: 1
Бродяги: 1
Жители: 0

Пятница, 21.07.2017, 02:39

ПРАНАВЕДъ


Приветствую Вас Странник
Харатьи
RSS
Главная » Статьи » Мудрость соРОДичей

Слово о Маре
Древние Сказы нарекают Волостительницу Смерти разными именами - Мара, Морана, Марена, Морена, Моржана, Маржена, Маруха. Имён много, да суть одна… Ведают ведающие, что наряду с наиглавнейшим Даром - Даром Смерти, Черноокая Божиня покровительствует Тёмной Волшбе, творимой при свете Луны (называемой також Нощным Солнцем Мары). И рекут ведающие при обращении к Лунной Силе таковы слова:

МАРУ ВЕЛИЧИМ ОКРУТНУ ОБЛИЧЬЕМ

В ПОЛНОЩИ-НОЩИ ЗРЯТ ИНО ОЧИ

ПРИДИ ВЫСОКА ДА ЧЕРНООКА

С ЛИКОМ-ЛУНОЮ НЕ СО БЕДОЮ

СОБЕРИ В ЧАШУ ГОРЕСТИ НАШИ

ОТ НАС УНОСИ КОСОЮ КОСИ

ДАЖДИ ЗРЕТЬ ИНО НОЩНУЮ СИЛУ

МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!

МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!

МАТИ ВЕЛИКА СТАНИ К НАМ ЛИКОМ!

ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

Мара - не токмо Володычица Смерти, но и Хозяйка всего Неведомого, Сокрытого (слово "марево" - туман - символ таинственности, неясности. Отсюда выражение: "будущее - в тумане"). Время Коло Сварожьего - Зима - время безраздельного господства Марены во Яви. И отсюда такие слова, как "заМЕРек", "заМОРень", "заМЕРень" - первые морозы, первозимье, время прихода Мары. Объезжает во пору Зимнюю Мара на своих Санях просторы Земли бескрайние, вьюгою метёт, всё инеем покрывает. И, дабы не были Хлады-Морозы зело губительны для живота всякого, дабы не многим буйствовала Зима хладная-лютая во Миру Явленном, рекут люди вещие слова таковы, испрашивая благосклонности Марены, Зимней Хозяйки:

МАРА ЛЕДЯНАЯ

ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ

ЗИМА БУРАННАЯ МЕТЕЛЬ БЕЗБРЕЖНАЯ

БУДЬ НАША МАТИ

НАМ ТЯ ВСТРЕЧАТИ ДА ВЕЛИЧАТИ

ДАЙ ПЕРЕЖДАТИ ТВОИ МЕТЕЛИ

ВО ДОМУ-ХАТЕ

ГДЕ Б ПЕСНИ ПЕЛИ ПАРНЯМ ДЕВИЦЫ

ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛАЯ ПТИЦА

ВЬЮЖНОКРЫЛАЯ

ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ!

ГОЙ! ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

И ходит в сию же пору Зимнюю по Земле Вещий Дед - Велес, Страж Границы меж Явью и Навью, Страж Времён. И ждёт Он срока, когда закончится время, отведённое Богам Зимы, дабы в урочный час повернуть Коло Сварожье на Весну. И готовит Он весь Мир Явий для прихода Светлых Богов и Сына своего - Ярилы Вешнего, коий Ярой Силой своей будит Явию Природу ото сна Зимнего. И уходит Мара в конце месяца березозола (марта) из Яви к себе - во Царство Неведомое, и провожают Её все сородичи - славяне Масленицей Широкой, угощением обильным да веселием буйным. И деется тако от веку бессчётное количество раз. И буди тако, доколе жив Род Славенск, и буди тако, доколе Всемирью не прейти!

Ведаю Мудрые, что Марена и Жива есть два Лика, две неделимые части Единой Божини - Лады, Великой Матери. Подобно тому, как Белобог и Чернобог есть два Лика Рода, Создателя Всемирья. Дар Живы - Жизнь, Дар Мары - Смерть, Время Живы - Лето, Время Мары - Зима. В бесконечном Танце этих Божинь и проявляется Великое Коловращение, чередование Жизни и Смерти во Всемирьи. И никому не дано пересилить Их, никому не дано ни Смерти убегнуть, ни Жизни. Ибо тако Родом Все-Сущим от веку положено - и то, и другое есть Дар Великой Матери - Лады.

Образ Марены в Древних Сказах имеет великое множество проявлений. Во черёд свой мы непременно скажем об оных. Но начать следует с разговора о самом отношении наших Предков к Образу Смерти, о коем можно судить по тому, как им открылась Покровительница оной - Марена.

В отличие от поздних представлений Смерти в виде безобразной старухи с косой, Мара является прекрасной девой, не менее красивой, чем Жива или сама Лада. Единственное отличие Её от Светлых Божинь - ЧЁРНЫЕ распущенные власы ЧЁРНЫЕ брови и ЧЁРНЫЕ глаза. Ведающие - ведают что Чёрный цвет - символ всего Неведомого и Таинственного, Цвет Нави. Коя пугает своей неизвестностью иных, и будит страсть к познанию у всякого ищущего…

Мыслилась Марена також и Невестой, Суженой для всякого умершего в молодые годы, либо на поле брани. В таковых случаях люди обычно говорили - "обручился со Смертью", либо "разделил ложе брачное со Смертью". В старых русских песнях известен предсмертный наказ, даваемый умирающим воем своему коню:

"Ты скажи моей молодой жене,

Что женился я на иной жене,

Что за ней я взял Поле чистое,

Да сосватал нас да булатен меч,

Положила спать калена стрела…"

К этому стоит добавить також, что и сечи кровавые наши Предки нередко сравнивали с пиршеством, с застольем свадебным, "угощая сватьёв от души ", "наливая кубки до краёв" ворогу. Ибо поистине где, как не в сече лютой появляется у Марены великое множество женихов - молодых да хоробрых? И в сём обличье Мара близка Магуре-Перунице, дщери Перуна Огнекудрого, Бога воев, коя летает над полем брани, поднося убитым кубок, до краёв сурьей наполненный, поцелуем их встречая, да к Отцу своему, в Дружину Небесную провожая. Потому и рекут вои, дабы не быть убитыми, на брань уходя - "пусть минёт меня Чаша Перуницы".

Також известно и сравнение битвы с жатвой, со сбиранием урожая. Се - також явная связь с Образом Мары-Смерти, ибо снопы ни чем иным, кроме как серпом жнут; и один из наиглавнейших атрибутов Марены - Серп, коим она Нити Жизни подрезает. Ярчайшее описание сечи и её сравнение с жатвой содержит "Слово о Полку Игореве": "…снопы стелють головами, молотят чепи харалужными, на тоцъ животь кладуть, въют душу от тъла…". Снопы стелют (кладут), но не хлеба снопы, а голов людских. На току обмолачивают - но також не хлеб, а жизнь человеческую, душу от тела отделяя. Подобное описание сражения встречается також у легендарного скандинавского скальда - Эгиля Скаллагримссона:

"Серп жатвы сеч

Сёк вежи с плеч

А ран рогач

Лил красный плач…"

("Выкуп головы")

Всё это свидетельствует о глубоко ПОЭТИЧНОМ взгляде на Образ Марены-Смерти, иже явно расходится с тем УЖАСОМ, коий вселяется в большинство современных людей при одной только мысли о Смерти. Из сего сам собой следует вывод, что Славные Предки наши не боялись Смерти, принимая Дар Мары с тем же почтением, что и Дары других Родных Богов. Она не казалась им страшной, безвозвратной кончиной, но лишь Переходом из одного состояния Бытия в Иное.

Извечные атрибуты Мары - череп человечий в руках, колдовским металлом - серебром окованный, Мертвой Водой полный. Блестит во власах Её Серп Лунный (Месяц), так напоминающий видом своим тот Серп, коим Смерти Володычица подрезает во Срок свой Нити Жизни людей, во Яви животы свои длящих. Символика Серпа Мары - Месяца есть, наряду с символом Смерти, також и символ Времени, его неустанного и неумолимого бега, круговращения. Ведомо ведающим, что в былые времена именно лунный календарь предшествовал солнечному, что и подтверждается наименованием "месяц" - т. е. одна двенадцатая часть Годового Коло. Сторона света Марены - Запад, тот край, где заходит Солнце. Истое время, в кое властвует Марена - полночь, полдень и любое другое Время Перелома, Перехода чего-либо из одного состояния в другое. У человека сие - время перехода из Этого Мира в Иной, а также - из одной поры Жизни в другую, ибо Переход всегда деется путём УМИРАНИЯ Старого, кое освобождает место для Нового. И в этой ипостаси своей Марена сближается с Макошью - Матерью Судьбы, Жребия, коя також есть Божиня Перехода. Ведомы и другие ипостаси (проявления) Мары: Полудница - девушка в белом одеянии, в полдень появляющаяся посередь хлебов, на поле зреющих. Ледяница, Снежана, Замора, Немоча - всё это також есть ипостаси Мары, кои мыслятся Её дочерьми. И все они связаны, как явствует из имён их, с Зимой, Смертью и болезнями. Ипостасью Мары (или же - Самой Марой, что, в какой то мере, одно и тоже) является Дева-Обида с лебедиными крылами (о связи птицы лебедя и Мары - далее), о коей в "Слове о Полку Игореве" сказано: "Въстала Обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дъвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синъм море у Дону…". Також надобно указать, что само слово "Обида" у древних славян являлось синонимом слова "Смерть", ибо вдовы у Предков наших именовались "обидными жёнами", сироты - "обидными детушками", отмщение за убийство кого-либо из близких именуется - "месть за обиду". Младшей сестрою-близнецом Девы-Обиды мыслится Мста - покровительствующая мести (коя нередко несёт за собой Смерть). Слугами, дочерьми либо иными ипостасями (что, по сути, одно и тоже) Мары являются Девы Печали и Скорби - Карна и Желя, кои летают над Землёй в годы великих бедствий. Ведающие - ведают, что Карна летает над полями битв, клича мёртвых ("за нимъ кликну Карна…" в "Слове о Полку Игореве"), а Желя - есть, прежде всего, вестница Смерти, коя извещает о сородичах, вдалеке от дома сгибнувших, а також и олицетворение великой скорби (отсюда - "желения", т. е. ритуальный плач по умершим, "жальники" - поля погребений, кладбища). Сыном Мары, и в какой то мере, Её мужским Ликом является Морок (или - Мор) - покровительствующий болезням и, наипаче другого - обману. И отсюда такие слова, как "МОРочить", "обМОРочить" (обмануть), "обоМАРот" (обманщик) и т.д. Посему клятвы, приносимые Нощью, свершаются строго при наличии мощного оберега, ежели не клянутся Именем Самой Марены, либо Именем Чернобога или Велеса, что поистине, ОДНО (и коего Навьи обитатели пуще нежити любой страшатся). Ведомы были Предкам нашим и низшие ипостаси Мары (Её "младшие" слуги) - духи болезней и разрушения, такоже и нарекаемые - "мары" (либо - "хмары"), более всего бывшие известными на территории нынешней Беларуси и Украины. Потому и досель говорят: "Як хмара на нас испала!" в том смысле, что пришла беда, либо болезнь. Иногда мары называются конкретно по именам, олицетворяющим какой либо недуг. Вот некоторые из оных - Ледея (или же Знобея) та, кто насылает озноб, Огнея - жар насылающая, Грудица - посылает кашель и хрипоту, Корчея - ломоту в сустава (корчи) насылает. Саму Морену, как предводительницу мар в этом случае называют Моровой Девой (то бишь Девой болезни). Потому доныне в народе живы предания о Деве во всём белом с распущенными чёрными власами, коя в полночь отворяет окно в избу и начинает махать красным платком, насылая на хозяев болезни и недуги… Интересно заметить, что славянским марам подобны Маруты из индийских ведических текстов, кои також несут Смерть и разрушение всему живому, кельтская Божиня Морриган, покровительствующая войне, скандинавская Хель, Нижнего Мира Волостительница. И поистине, не Мару ли, Зимы Хозяйку, заново осмыслил Г. Х. Андерсен в своей сказке "Снежная Королева"...

Однако же, не смотря на свою столь губительную сущность, образ Марены многолик и притягателен, как многолико и притягательно всё Неведомое, находящееся ЗА пределом понимания человеческого разума. Такова Смерть - сущность Нави - того, что есть и Начало, и Конец Бытия, того, откуда Всё приходит, и того, куда Всё уходит…

Мара - Лебедь Белая
Символ и Птица Мары, тако мыслю - Белый Лебедь, как сие не странно ныне для иных. О сём же надобно сказать подробнее: всем ведомы кикиМОРы - существа, живущие в болотах и топях непролазных, в лесах неведомых. Також известно, что само слово "кикимора" - составное (из двух слов - "кики" и "мора"). В славянских языках слова "кики" нет. Однако же с эллинского слово "кикн" переводится не иначе, как лебедь. Потому не исключено, что Предки наши сохранили сей архаичный корень со времени индоевропейского единства. Другой вариант - племена Антов (одни из прародителей древнейших славян), возможно, заимствовали это слово непосредственно у греков, проживающих на территории современного Крыма и Северного Причерноморья, с коими они долгое время попеременно то торговали, то воевали. Из сего и получается - что Кики-Мора - есть, буквально, Лебедь Мары. Також сие подтверждаемо и другими древними свидетельствами. Взять, к примеру, былины, а именно - былину о Михайле Потыке - в ней також присутствует Марья Лебедь Белая. Присутствует она и в других былинах, таких как: "Иван Горденович", "Добрыня и Маринка" и прочих. И во всех она нарекается именно таковы эпитетом - Лебедь Белая. О том, что поздние имена Марья, Маринка и т. д. являются переиначенными от имени Тёмной Божини - Марены, вестимо всем, потому и говорить о том не стоит. Також в былине сей сказывается, что Марья Лебедь Белая - дочь царя Вахрамея Вахрамеевича, коий царствует там, где Леса Дремучие, там, где Грязи Чёрные. Что сие за Царство, как не Навь? Також лебеди вообще - в памяти народной являются птицами, связанными с Чёрным Лесом, коий також есть олицетворение Нави, всего Неведомого непосредственно во Яви. Олицетворение Нави ещё и Синее Море (что можно понять уже единственно из самого слова "море", созвучного с "Мара"). Именно на "сине море" летал Чёрный Ворон в былине "С каких пор перевелись богатыри на Святой Руси" за Живой и Мёртвой Водой, дабы оживить Добрыню. Сине Море и Леса Дремучие - выражения в сём случае образные - осмысление Нави как Потенциала, хранящего в себе как начала Жизни, так и Смерти (Живая и Мёртвая Вода), всё Неведомое и Таинственное. Да и Дева-Обида, о коей уже было сказано, плещет именно ЛЕБЕДИНЫМИ крылами, и именно на СИНЕМ МОРЕ у Дона. Символ сестры Обиды - Мсты - птица лебедь. Також можно предположить, что и Желя с Карной летают именно на лебединых крыльях. Из всего этого вывод, что Вещая Птица Мары - именно лебедь, следует сам собой. Тако Предки ведали, такожде и мы ведаем!

Источник: http://berserk21.narod.ru/mara.htm

Категория: Мудрость соРОДичей | Добавил: Etternis (21.10.2008)
Просмотров: 1266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
21.10.2008 Спам
1. Вечный (Морок)

null

Неужто вы стали отчасти понимать Иномирье...вы страшились Мары как огня карающего и гнали любого, кто её восхвалял...ибо не ведали прелести её...
Замечательная статья, показывает сколь многообразен наш мир и что Тьма и Свет - тождественны и прекрасны лишь в борьбе и динамике... death angel

21.10.2008 Спам
2. Наталья (Etternis)

null

Морок,извиняй,я была не права))
А смайлики надо было вот такие поставить death crackegg так точнее;)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |