Меню сайта
Категории каталога
Велесово творчество [1]
Под данной категорией будут проходить материалы писанные лично мной...
Мудрость соРОДичей [35]
Данная категория несет различную интересную информацию...
Оружие [8]
холодное, метательное, огнестрельное.
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы попали в хоромы ПРАНАВЕДа?
Всего ответов: 315
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
nullnull
nullРунный посох: официальный сайт фестиваля славянских искусств

null

Статистика

Поблизости: 1
Бродяги: 1
Жители: 0

Понедельник, 25.09.2017, 18:55

ПРАНАВЕДъ


Приветствую Вас Странник
Харатьи
RSS
Главная » Статьи » Мудрость соРОДичей

Славянские праздники
МАСЛЕНИЦА (1 Кветеня)
Самый веселый,разгульный праздник."О Масленице -неделю пируешь,семь опохмеляешься","Пили на Маслене,с похмелья ломало на Родовницу".Сама природа принимается к этому времени ликовать,предчувствуя приближение весны.Даждьбог начинает пригревать в полуденную пору совсем по-весеннему: словно тешится - играет,заставляя плакать белые снега горючими слезами.
С самого утра весь честной люд торопится на капище,кроме хозяек,остающихся дома печь блины.Первый испеченный блин кладут на слуховое оконце - для родителей,приговаривая: "Честные наши родители!Вот - для вашей души блинок!"
Молодежь с первым проблеском зорьки высыпает толпою строить снежные горки да крепи - приют лютого Мороза.Краснее всех из них говоривший закликает широкую Барыню:
Наша Масленица Годовая,
Она гостийка дорогая,
Она пешею не ходить,
Все на конях разъезжаить!
Кони - Кони,вороные,
Слуги - Слуги,молодые...

Здравствуй,Масленица!"Приехала Масленица,приехала!" - кричат ребята,разбегаясь по домам.Ест блинов вволю люд честной.А потом - с песнями,с плясками, - носят и возят по улицам деву,изукрашенную бубенцами да яркими лентами.Раньше снаряжался целый поезд,впереди мчались расписные сани,запряженные "гусем" в десять-двадцать лошадей - на каждой лошади сидело по вершнику с метлой в руках.По всюду устраиваются качели - девичья потеха.Штурмуют отстроенные с утра снежные крепи.Устраивают кулачные бои во славу Ярилы,прыгают через костер,умываются снегом.
Торжественно несут на капище куклу Марены,и,возложив на обрядовый костер,сжигают под песни молодежи,устраивающей на месте казни поминальные игрища.Пиво хмельное,Сурья пьяная льются здесь рекой,олицетворяя собой всеоживляющий,опьяняющий недра земные,дождь.

КОМОЕДИЦЫ (6 кветеня)

Устраивают в этот день "Пробуди" - ходит люд,во главе со жрецом,медведя будить в берлоге.Загодя в "берлогу" забирается молодец,лесным хозяином ряженый,и изображает спящего.Придя на место,"пробудщики" начинают водить посолонь хоровод ,громко распевая песни.Но "медведь" не просыпается.Тогда жрец выбирает для "пробудей" красну девицу;прыгает она в берлогу "беру" на спину - будит его.Увидев,что "хозяин" просыпается - девица убегает,оторвав от него кусок шкуры.Ряженый вылезает из "берлоги" и начинает сетовать на пропажу да ругать девицу;затем идет на ее поиски.Поймав девицу,"медведь" старается "задушить"ее в своих обьятиях,на что девица,по обыкновению,откупается поцелуем.после этого все собираются у священного костра и устраивают игрища,сменяющиеся общей стравой.Праздник длится до глубокой ночи.

РОДОВНИЦА (24 Кветеня)

С заходом Солнца весь честной люд собирается на капище,дабы окликать родителей,угощать их душеньки медом сыченым,кушаньями сухими да нечетными - хлебом-солью!Молодежь на горке "боряхуся со мрунами",справляет тризну,показывая свое искусство в рукоприкладстве.Хозяйки оставляют на ночь на столе кушанья ,чтобы "покойнички,наголодавшиеся за зиму",пришедшие повидать родичей,поели - "Не угостишь честь честью покойного родителя о Родовнице - самого на том свете никто не помянет,не угостит, не порадует"

ЖИВИН ДЕНЬ (12 травеня)

"И рада бы весна на Руси вековать вековушкой,а придет Живин день - прокукует кукушкой,соловьем зальется,к лету за пазуху уберется","Придет Живин день,сбросит с плеч весна лень,летом обернется-прикинется - за работу в поле примется"- гонятся одно за другим слова крылатые,долетевшие из-за дали былого-минувшего.А весна и впрямь с этого дня уступает землю лету знойному-жаркому,с его работами страдными да сухотами-заботами - по народной поговорке: "Потом умывается,честному Яру кланяется".И правда,словно с отверзающихся полей небесных,струится в это время на оплодотворенную грудь земную благорастворение.Утром на Живин день плачет Мать Сыра Земля росою,обладающей силой целебной.
Рано по утру собирается молодежь,вместе с восходом идут к капищу,становясь в два ряда,лицом друг к другу,берутся за руки,образуя Живин мост.По этому Мосту из соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове,всю убранную лентами разноцветными да перевязями цветочными.Пройдет по рукам одной пары девочка - забегает живое звено Моста вперед и снова становится в очередь.Так и доходило все шествие до самого озимого поля,где и спускали маленькую Живу наземь.Она срывала пучок зеленой ржи,готовящейся к этому времени выметывать колос.С сорваным колосом бежит Живена назад к капищу,а все,сбившись в кучу,следовали за ней по пятам и пели-голосили хором:

Пошел колос на ниву,
Пошел на зеленую!
Пошел колос на ниву,
На рожь,на пшеницу!
Ой,Живена!
Ходит колос по селу,
Ходит от двора к двору,
Со девицею,
Со красавицею!
Ой,Живена!

Пройдя с песнею до капища,толпа расходилась,обрывая с девочки ленты и цветы на память о Живином дне.Разбрасываемые по капищу ржаные стебли подбираются молодыми парнями.Кому попался с выметшимся колосом - тому и жениться на Таусеня.

ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ (17 травеня)

"Пришел Яр - весне не уйти","Яр на порог весну приволок".Вот и пришел долгожданный желанный гость,встречает его весь Славянский Мир,челом бьет,приветствует его своими присловьями живучими,а сам себе на уме,знай приглядывается,что вокруг да около творится.Пришел Ярило - "землю отомкнул","вынул росу","выгнал из под спуда земного зелену-траву","силу-мочь всходам дал":

Ой,Ярило,наш Ярило!
Ты возьми ключи,
Землю отомкни,
Траву выпусти,
Статок накорми!

"На Яра роса - не надо коням овса" - выгоняют пастухи в этот день наголодавшуюся за зиму животину на зеленые поля.Несут туда бабы-девки "мирскую яичницу" да сурью медовую.Выходят они в поле встречать дорогого гостя:
Молодой Яр Светлохрабрый -
По локоть руки в красном золоте,
По колено ноги в чистом серебре,
И во лбу Ясно-Солнце...

Пьет-ест люд честной,а жрецы заклинают Яра,дабы оберег он животину от всяка лиха,от всякой помахи да напасти нечаянной.

ДАЖДЬ ЛЕТНИЙ (10 червеня)

Играет в этот день Солнце на небе - тешится,а народ идет на капище - "Даждя караулить".Выплывает из-за гор-горы пресветлый лик Господаря Небесного - примется играть разными цветами,переливать лучи свои горячие:то красным,то впросинь-впроголубь,то в прозелень.радуются собравшиеся,водях хороводы,воспевая славу Даждю Светлоокому.Девушки красные с парнями на качелях утешаются с полудня до глубокой ночи.Так и говорят в народе:"Как ни сторонись девка,а на Дажьих качелях с пареньком покачаешься","Дажьи качели - девичье веселье","На Даждя качались - к Родогощу обвенчались"

РУСАЛЬИ (28 червеня)

Русальи - девичий праздник.Для сбора участников игрища,накануне вечером,заранее избранной «большухой» рассылаются девчата – послы по всем красным девицам,зовут-позывают их собраться после обеда на капище возле реки.
В урочный час сходятся гостейки званые-прошеные,становятся в кружок и рекут-поют слова заветные над испеченным вскладчину караваем.Кроме «большухи» выбираются всем скопом две девушки,которых обступают хороводом.Они стоят в середине,и по окончинии одной игры отдают всем поклоны,и снова становятся в круг,а на их место выбираются другие.После игрищ отправляются девицы в рощу – «березки завивать»,приготавливая столько венков,сколько у каждой завивающей близких-дорогих на свете есть: для родимых отца с матерью,для братьев с сестрами,для милых-любезных сердцу девичьему.По этим венкам гадали о судьбе,отправляя их плыть на сломенном плотике плыть по реке.

КУПАЛО (3 кресеня)

Собираются к полудню красны девицы да добры молодцы в заранее облюбованном месте ,становятся в кружок на лугу и кидают жребий,кому из красавиц изображать Кострому.Становится «Кострома» с потупленно-повинной головой в центре круга,остальные же девушки полходят к ней,поклоны отвешивают.Берут «Кострому» девицы красные под белы рученьки,да кладут на доску на дубовую и с припевками несут ее к реке,где и принимаются будить «спящую Кострому».Затем всем скопом бегут к реке,устраивая общее купалье – обливая друг дружку водой.Одна из девушек оставалась при этом на берегу,держа в левой руке лубяное лукошко,а правой била по нему,как в барабан.После купания молодежь варагнила соломенную куклу –Ладу и всем гуртом отправлялась на капище.Там стояла заранее срубленная верба,обвешанная лентами.Дерево называлось Мареною,под него ставилась принесенная кукла,а возле нее стол с яствами и питьем,вскладчину припасенными для праздника.
Для возжигания купальского костра используют живой огонь,добываемый путем трения дерева о дерево.При первой вспышке пламени собравшийся люд откликается огню купальскими песнями.девушки и парни,ухватившись за руки,держа над собой Ладу,перепрыгивают через пламя,связывая с удачностью прыжка судьбу своей супружеской жизни.После всей гурьбой идут к реке,водят хороводы,затем пускают по воде заранее припасенные венки.парни достают венки приглянувшихся им девушек,а те одаривают их поцелуями.После этого суженые последний раз перепрыгивают через костер,бегут к реке,где ,разоблачась,омываются в воде.Сложившиеся пары расходятся по укромным местам «в поисках Огонь-Цвета»,что не прелюбодейство есть,а Завет Богов и великая треба им.Девицы,не нашедшие своего суженого,оставшись в одних рубахах,распускают волосы и ходят-ухают,изображая русалок.Парни же,вооружившись крапивою,бросаются на них с криком: «Гони русалок!».Когда русалки пойманы,они дают молодцам откуп – поцелуй,превращаясь в простых девушек,и все вместе возвращаются на праздничную поляну с криками: «Ну,теперь прогнали русалок!»,где веселятся до утра.А на рассвететопят в реке Ладу и дерево – Марену,срывая с них наряды-уборы.

Ходили дивочки
Коло Марочки
Коло маво Купало
Купался Купало
Да в воду упал…


ЛЯЛЬНИК (8 кресеня)

«Леля улыбнулась – Ладом обернулось».Заключают слюбившиеся на Купалу пары в этот день временные браки – помолвки.Дарует Леля время парам до Таусеня,дабы любовь свою проверить,а там и свадебку играть.Приносят в этот день дары Леле – кладут требу безкровную: «цветы разные да яблоки красные».Просят молодые покровительства союзу их ,крепости чувств своих,дружной семьи да благостной доли.

ПЕРУНОВ ДЕНЬ (19 жнивеня)

Слышится в этот день в гулких раскатах грома грохот колес огненной колесницы да стук копыт четырех коней,по быстроте сравнимых лишь с одним ветром.Ждет Русь всеочищающего дождя и грома,разгоняющего христианскую нечисть.К полудню весь честной люд собирается в поле.Вперед выходит жрец и,нашептывая заветные слова,связывает снопом на корню колосья – Перуну на бородку.После этого вся процессия отправляется на капище.К оставленному же в поле «кусту хлеба» все относятся с благоговением – «Кто дотронется до закрута – того молния убьет» - гласит народная мудрость.Придя на капище,мужчины устраивают обрядовый бой «Перуна с Огненным Змеем»,посвященный Перуновой победе:

Пролетит по небу Огненный Змей
Загорится Мать Сыра Земля
Со полудня да до ночи
И сойдет с небес Перуний,
И сошлет потопище,
И вымоет Землю-Матушку
Аки харатью белую,
Аки девицу красную!

В жертву приносится бык,на его крови заговаривается оружие и обереги.Собранные полюдьем дары торжественно укладываются в небольшую деревянную ладью,которую ставят в Крадо,зажженное от неугасимого Перуного огня.Когда дары дойдут до Громовника,а ладья обратится в пепел,над Крадо насыпается земляная горица,на которой устраиваются тризненские бои.затем устраивается общая страва.Гуляния длятся до самой ночи.

РОД И РОЖАНИЦЫ (12 вересеня)

На треть от полудня собирается весь люд на капище и речет Славу Великую РОДу и Рожаницам,жертвуя в Крадо кто что принес:кто пирог,кто творог,а иной и говядо.Устраивается в этот день «ловчьи» - охота на переодетых волками молодцев,пугающих «небесных лосих»,сошедших с неба на праздник.Две переодетые «Лосихами-Рожаницами» девицы, показавшись на малый срок у капища,разбегаются в разные стороны,напуганные «волками».Парни же,гоняют волков,защищая лосих.Изловя волков,приводят их на капище,грозя принести в жертву.Откупаются «волки-молодцы» от обиды «девиц-лосих» лентами разноцветными.Девицы,поругав волков,отпускают их в лес.Заканчивается праздник общим пиром в честь РОДа ,разделившего Великую ТЕМЬ на НАВЬ и ЯВЬ,и давшего Движение Всему,и дочерей его Небесных Лосих – Рожаниц

РОДОГОЩЬ (10 рюеня)

Начинают на Руси в этот день свадьбы играть.Это заветный день,которого ждут не дождутся в течении года все заневестившиеся девицы.»Батюшка-Родогощь ,покрой Матушку Сыру Землю и меня молоду!» - причитают они,выходя по утру на крыльцо: «Иней землю покрывает:не меня льмолоду замуж снаряжает?Батюшка Родогощь,покрой землю снежком ,а меня женишком!» Перестают с Родогоща колобродить по лесам хозяева лесные – лешие.При расставании со своей полной волей ломают они не мало деревьев,вырывают с корнями кусты,разгоняют зверье по норам,а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зеленой.

МАКОШЬЕ (28 рюеня)

«До Макоши – не зима,с Макоши – не осень».Ждет в этот день люд честной прихода лютой стужи. «Макошь Зиму ведет,Морозу дорогу кажет», «Что Макошь покажет,то и Зима покажет», «Бывает,что на Макошь с утра дождь дождит,а к вечеру снег лежит».На четверть от полудня собирается народ на капище.Жрица открывает обряд славлением Макоши,а ее помощницы собирают полюдную требу.Парни и девицы водят хороводы - девицы посолонь,молодцы противосолонь вокруг убранной цветными лентами Рябины.После устраивают общую страву и игрища.

МАРИН ДЕНЬ (16 листеня)

Собираются-готовятся к этому дню красны девицы загодя,припасают приносы всякие воровским обычаем :ходят девки да парни ночью,воруют по дворам кур,гусей да уток.И как уж не оберегай хозяйский глаз свое добро,а ухитрится молодежь добыть себе на Мару и курятинки ,и гусятинки.К вечеру приносят девицы с челобитьем кур на капище,да отдают жрице на «Марино Житьё».Жрица одаривает их за подарок лентами на убрусник.Этих челобитных кур считалось за грех убивать-резать:отдавались они под особое покровительство Мары.Даже яйца,которые они несли слыли более здоровыми для пищи,нежели от других кур.

КОЛЯДА (11 сиченя)

«На Коляду прибыло дню на куриную ступню».Идет в этот день молодежь толпою веселою по подоконью,останавливаясь там,где горит огонь.Тороватые хозяева оделяют колядующих «кольцами» колбасы,оладьями или деньгами (половина собранных денег отдается на капь)

Коляда,Коляда!
Пришел Коляда!
Мы ходили,мы искали
Коляду Святого!
По всем дворам,по проулочкам,
Нашли Коляду,
У Хорсова двора;
Хорсов двор – железный тын,
Среди двора три терема стоит:
В первом терему – светел Месяц,
В другом терему – красно Солнце,
А в третьем терему – часты звезды…

Колядки продолжаются прославлением хозяина,которому придается прозвище «светел Месяц»,хозяюшка в устах колядующих «Красно Солнышко»,дети их – «часты звезды».И наконец возглашается в заключении песни:
Здравствуй,хозяин с хозяюшкой,
На долгие веки,на многие лета!

ВОДОСВЯТИЕ (28 сиченя)
Собирают в этот день снег,приносят домой и сыплют в колодец,дабы вода в колодце изобильна была и не загнивала.У того,кто не позабудет это сделать,хоть все лето ни капли дождя,а колодец полным-полнехонек.Берегут натаявшую воду и в кувшинах,считая ее целебною ото всех болезней. Добавляют эту воду в корм лошадям - чтоб не зябки были,дают и курам – чтоб занашивались раньше.Умываются снеговой водой по утру в этот день и девицы красные – чтоб без белил белыми быть,без румян румяными.Примечают в этот день по снегу какому лету быть,какому урожаю.

ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ (21 лютеня)
Пригоняют в этот день рогатый скот на капище,дабы окропил его жрец водой,оставшейся с водосвятия.Приносят с собой и жертву Велесу – небольшую глиняную коровку-свистульку и свежее коровье масло.Это масло так и зовется «Воложным».Отсюда и поговорка – «У Велеса борода в масле».А дома,достав заткнутый в переборку сеней серп,кропят его световодной водой – «Не окропишь вовремя серпа – не нажнешь в поле и снопа».Устраивали в этот день на Руси и скотские торги-базары – «Велес не обманет,от прорухи упасет».При сделках клялись его именем и такая клятва почиталась за самую крепкую.Забивают на этот праздник Велесову свинку,весь год для того рощенную.»На Велесов вечор – свиную голову на стол!».По обычаю,прежде чем поставить блюдо на стол,посыпают семена ржи и овса крестом,крест очерчивают кругом,покрывают все скатертью и только тогда ставят блюдо с поросенком.После жаркого подают к столу пироги-свинки,начиненные вареным пшеном,если девица откусит «нос» у свинки и загадает о суженом перед сном,то во сне обязательно его увидит.Позже вечером хозяйки,наглухо закрыв вьюшками печные трубы и окурив их чертополохом,выходят на улицу дабы унять Коровью Смерть,троекратно опахивая село.
_________________
Кветень - 22 марта – 20 апреля
Травень – 20 апреля – 20 мая
Червень – 21 мая – 19 июня
Кресень – 20 июня – 19 июля
Жнивень – 20 июля – 18 августа
Вересень – 19 августа – 17 сентября
Рюень – 18 сентября – 17 октября
Листень – 18 октября – 16 ноября
Грудень - 17 ноября – 16 декабря
Сичень – 17 декабря – 15 января
Лютень – 16 января – 14 февраля
Березень – 15 февраля – 16 марта

© Община "БОР": Монахов В.Е.(Варг),Шемякин Д.Н.(Велеслав Темный)
------------
В статье приведены лишь некоторые праздники,описанные в книге "Навий Шлях".Кто хочет прочесть эту книгу полностью,то может зайти в "Стяжатель" и там скачать)

Категория: Мудрость соРОДичей | Добавил: Etternis (23.01.2009)
Просмотров: 1398 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |